ГоловнаНовиниБыть или не быть биатлонному движению у нас в стране ?...

Быть или не быть биатлонному движению у нас в стране ? Или коротко о том, что такое «Эксперты биатлона»?

 
В нашей стране не так уж много проектов в спортивной сфере, несущих в себе активную работу с обществом, по-настоящему объединяющих и включающих в себя образовательные сегменты. Член АСЖУ Алена Романова, создавшая  первый в стране инновационный социальный медиа-проект в области спорта –  «Эксперты биатлона» тут среди первопроходцев.
 
Чем вы занимаетесь  в рамках проекта «Эксперты биатлона»?
Являюсь его руководителем, автором и ведущей. Когда с приближением  биатлонного сезона он начинается, живу им, буквально, 24 часа в сутки. Это непрерывная работа, как у мамы с ребенком. В первом сезоне было легче работать: был контракт с Федерацией биатлона Украины и, соответственно, была компания-спонсор. Как только контракт закончился, спонсор приняла решение не поддерживать социальный проект. Так что второй сезон полностью лежал на мне: делала все в одиночку, стараясь никого не обременять. Ведь аудитория проекта – болельщики, которым, в основном, хочется праздника и развлечений. Надеюсь, что наш третий,  уже олимпийский сезон, доставит им такое же удовольствие.
 
Как пришла идея создания подобного проекта?
«Эксперты биатлона» – это инновационный продукт в сфере спорта, не имеющий аналогов в мире. В Украине, всем известно, что болельщики собирались раньше на сайте biathlon.com.ua, где можно почерпнуть огромное количество информации, просмотреть записи гонок, узнать результаты, початиться. Этот новостной ресурс пользовался спросом – фанатам биатлона он до сих пор нравится.
Я очень люблю биатлон, больше десяти лет наблюдаю за перипетиями на этапах Кубка мира, других крупных международных соревнованиях. Долгое время работала спортивной журналисткой, хотела комментировать гонки. Но, к сожалению, в нашей стране сложно стать комментатором – все места уже заняты. Тогда ко мне пришла идея: что, если болельщиков, сидящих дома на диване и наблюдающих за гонками по интернету или телевизору, вывести в оффлайн-пространство, создать мероприятие, где они могли бы общаться и комментировать происходящее. Представляете, в мороз, холод, выйти из дому ради того, чтобы пообщаться с такими же фанатами биатлона, а если еще в кругу известных биатлонистов и журналистов, то это же будет настоящий праздник. Итак, шаг за шагом идея стала оживать. Спонсор поддержал мою идею. Было помещение, спортивно-информационный центр, где и начались  эти встречи два года назад. Так впервые создался первый зрительский биатлонный зал, с «живыми» комментированием со звездами биатлона. У проекта был целый ряд информационных партнеров – спортивные издания освещали нашу деятельность на своих порталах. Только за первый сезон вышло порядка 800 публикаций. Так компания-спонсор, благодаря проекту «Эксперты биатлона», смогла себя запозиционировать как социально ответственная.
 
С какими трудностями вы столкнулись на первых этапах создания проекта?
Главная трудность заключалась в том, что подобного рода проектов ранее никто не создавал. Не было возможности посмотреть референсы, опереться хоть на что-то. Всему приходилось учиться на собственном опыте. Это было своеобразным прыжком в настоящую бездну.
В рамках встреч проводились викторины на знание истории украинского биатлона, спортивное прогнозирование, конкурсы, автограф сессии, ведь болельщикам это очень интересно. Важно было увидеть, что они готовы поддерживать своих любимых спортсменов и в снег, и в холод, и в любую погоду. Также как и биатлонист выходит на дистанцию и в стужу, и в дождь, и в лютый мороз. И всё это мы увидели! Когда в первом сезоне были завершающие гонки, закрытие проекта и сезона, то из-за сильного урагана их отменили, но никто из болельщиков не ушел из зала. Было очень много фанатовов, около 70. На протяжении 6–7 часов мы общались, смотрели лучшие гонки сезона, разыгрывали призы. И тогда я по- настоящему поняла – удалось то, что задумывалось: объединить биатлонных болельщиков, подружить, сплотить, сделать их одной семьей.
 
Каков был формат таких встреч?
У нас был настоящий биатлонный зал, где каждый желающий имел возможность прокомментировать любой момент или эпизод, просто взяв микрофон. Вход всегда был бесплатным, так как это именно социальный проект. Со временем болельщиков становилось все больше и больше. Мероприятия в среднем длилось 5–6 часов и очень непросто было держать аудиторию в постоянной увлеченности и заинтересованности. На проект приглашались известные биатлонисты, завершившие спортивную карьеру. Вместе с ними болельщики и спортивные журналисты комментировали гонки.
Огромное спасибо биатлонистам, откликнувшимся в трудное время, когда проект остался без спонсора во втором сезоне, поддержать проект. Они приезжали за свой счет из разных регионов в Киев, Львов, Тернополь к болельщикам на проект. Это незабываемо.
 
Какова аудитория проекта?
Мне очень хотелось создать фанатское движение биатлона, привить ему настоящую болельщицкую культуру, спортивную культуру. Болельщик биатлона кардинально отличается от болельщика футбола. В биатлоне все как единая семья, дружные, отзывчивые. Люди любят биатлон за его непредсказуемость.  Здесь спортсмен может плохо пробежать, но отлично отстреляться, и за счет этого выйти вперед, точно также и наоборот. Биатлон дает драйв, кураж, заряжает энергией. Этот вид спорта универсален еще тем, что всегда несет в себе альтернативу для болельщика. В футболе ты болеешь за свою команду, и если она в матче проигрывает, тебе остается только разочарование. В биатлоне же широкая линейка выбора. Биатлонист твоей сборной может неудачно выступить, но ты, прямо во время гонки, можешь переключиться на любимого спортсмена из сборной Германии, Норвегии, Финляндии или Франции.
   
Как долго существует проект?
Уже два года. Он стартовал в сезоне 2015–2016. Горим желанием продолжать его и дальше. Тем более, что этот год особенный, предстоит зимняя Олимпиада в Корее. И наша сборная имеет великолепные шансы на то, чтобы завоевать там медали в биатлоне. Для нашей страны это зимний вид спорта номер один.
 
Какие трудности у проекта на данный момент?
Уже в прошлом сезоне было очень сложно: проект едва выжил. К сожалению, Федерация биатлона Украины не откликается на просьбы о помощи. Мы ходим по замкнутому кругу. Создается впечатление, что только я сама борюсь за биатлон, за популяризацию его в Украине. Понимаю, что это не так, но порой становится обидно. Есть вопросы и к позиции коллег, спортивных журналистов: многие откликаются на наши приглашения, приходят, но материалов … не пишут. Выходит так, что у нас в стране мало кому интересно работать с проектами, направленными на социальную сферу.
 
Что нужно для успешного существования проекта?
Понимаете, моего голого энтузиазма для осуществления всех идей очень мало. Главное, чего не хватает – хотя бы минимального бюджета. Хотелось бы, чтобы началось эффективное взаимодействие. У проекта есть афиши, карточки для прогнозов, а это всё работа дизайнера, которому нужно платить. Так же обстоят дела и с фотографом. Нужны средства на подарки, призы, сувениры. Это должно происходить в нормальном, рабочем режиме, а не в страдальческом, где приходится просить о помощи, а в ответ получать молчание. Спасибо Сергею Седневу, что в прошлом году помог мне это всё напечатать и сделать. Получается, что война у нас идет не только на политическом, но и социальном уровне. 
 
Не так давно Тернопольской ДЮСШ «Динамо» благодаря вашему проекту удалось получить новое снаряжение. Как это случилось?
В прошлом сезоне ко мне подошла болельщица Виктория Полонец и сказала, что хочет помочь найти деньги на проект. Тогда я придумала благотворительный аукцион. Вместе с Викой мы разработали формат и в апреле она внутри компании, где работает, его провела. От проекта «Эксперты биатлона» было предоставлено 80% лотов: магниты, автографкарты, футболка проекта (папа известного биатлониста Дмитрия Пидручного сделал футболки с названием проекта и биатлонной символикой), бибы от спортсменов и прочие сувениры. Топ-лотами были: куртка Анастасии Меркушиной, повязка Юлии Джимы и биб с автографами звезд биатлона Елены Пидгрушной. Удалось собрать небольшую сумму: 3000 гривен. И я приняла решение передать их в будущее украинского биатлона, на развитие детского спорта.
 
Какие пути развития вы видите для своего проекта?
Осталось очень мало времени до начала сезона. сейчас я оптимизирую бюджет, который делала под одну компанию. У нас было несколько раундов переговоров, но они так и не дали окончательного ответа. Делаю точечный бюджет под каждый ивент по регионам. Возможно, найдутся компании, которые помогут провести хотя бы по одной встрече. Также рассылаю письма в областные федерации биатлона, чтобы заручиться их поддержкой. Может они подскажут, к кому обратиться в их регионе за помощью.  Также на своей странице в «Фейсбук» написала публикацию «Кто спасет социальный проект». Звоню во все колокола. Ситуация напоминает борьбу с ветряными мельницами Дон Кихота. Надеюсь, что третий сезон проекта «Эксперты биатлона» мы все-таки проведем, чего бы нам это не стоило.
 
Каким образом все желающие могут присоединиться к вашему проекту?
Болельщики, имеющие желание присоединиться,  могут легко отследить наши встречи по анонсам, на страничке в «Фейсбук», в сообществе «Эксперты биатлона». Там есть абсолютно вся информация о проекте: места и время встреч, участники, новости, конкурсы. За прошлые сезоны было проведено много активностей и вне проекта: передавали нашей сборной новогодние пряники в Германию, валентинки на чемпионат мира в Австрию, конкурс спортивной прозы с целью поддержки сборной перед главным стартом сезона. В целом было много интересного. Проект сумел открыть и новые имена в спортивной журналистике, многие ребята пришли простыми болельщиками, а стали настоящими экспертами, благодаря проекту, и сейчас работают в спортивных изданиях. Они получили шанс поучиться всему в реальной обстановке, узнать детали и нюансы из уст настоящих биатлонных ассов.
 
Что нужно делать для популяризации детского биатлона в стране?
Это нужно спрашивать в первую очередь у детских тренеров и функционеров, работающих в данном направлении. Они лучше знают о проблемах детского биатлона. Посудите сами, наш проект едет сам как паровоз без топлива, и при этом еще умудряется находить какие-то средства на то, чтобы закупать тем же школам инвентарь. Наверняка можно утверждать, что в этой сфере далеко не все в порядке.
 
С кем сотрудничает ваш проект на данный момент?
Уже на протяжении двух лет проект сотрудничает с информационными партнерами: Sport.ua, «Спорт Сегодня», biathlon.com.ua, Bigmir.Sport. Надеюсь, что эти спортивные сайты останутся партнерами и в этом сезоне. Они информируют о наших событиях, размещают афиши, анонсы, пост-материалы с мероприятий. Редакторы не могут присылать на наши ивенты журналистов, в спортивных редакциях работают по 2–3 человека, но, тем не менее, помогают, как могут, за что им огромное спасибо. Почему другие СМИ этого не делают, вопрос остается открытым…
 
Расставаясь с Аленой Романовой, хочется пожелать ей и ее сподвижникам,  как можно дольше сохранять энтузиазм и желание по дальнейшему развитию очень интересного и нужного, на мой взгляд, социального проекта «Эксперты биатлона». И главное, поскорее найти им наконец-то, своего надежного партнера-спонсора. Причем, не только для этого олимпийского года!
 
Ярослав Кулиш,
студент 3-го курса Института журналистики
Киевского университета имени Бориса Гринченка
 

Популярні новини